«Как трудно быть русским писателем…» (к 80-летию писателя Н.В. Нарышкина)

Категории

Новости

Поиск

Архив новостей

2022-11

2022-10

2022-09

2022-08

2022-07


Статистика

Новостей: 4322
Заметок: 12776
Человек на сайте: 18


«Как трудно быть русским писателем…» (к 80-летию писателя Н.В. Нарышкина)

Автор:

Дата: 2018-03-05

 

Поразмышляем с Н.В. Нарышкиным
(отзыв на книгу Н.В. Нарышкина «Сквозь пелену времён»)

Для чего мы читаем? Чтобы мыслить, анализировать прочитанное, обретать новых друзей в виде книг и их авторов, становиться мудрее. Случайно наткнувшись в школьном музее с. Астрадамовка на небольшую книжицу «Сквозь пелену времён» Н.В. Нарышкина, я уже не смогла выпустить её из рук.

 

Переворачиваю обложку – и вижу фотографию автора в студенческой аудитории. Николай Васильевич стоит за кафедрой и внимательно слушает ответ студентки. На лице его лукавая улыбка, словно он задал провоцирующий вопрос, чтобы заинтересовать слушателей, а потом привести неоспоримые аргументы,  опровергнуть ошибочное, но веское высказывание оппонентки. Об этом говорят  обращённые взгляды студентов в сторону профессора: « Что вы на это скажете? Вы же грамотнее и мудрее нас». Но уверенная поза академика, его внимательный и добрый  взгляд доказывают, что сейчас начнётся дискуссия, а участники спора найдут ответы на интересующие их вопросы.
Над фотографией - надпись: «Афоризмы из выступлений на творческих встречах с молодёжью в разных селениях древнего Поволжско –Посурского края Великой Российской Державы». Под фотографией указан год издания книги и издательство (Казань, «Слово», 2008).     
По оглавлению брошюры вижу, что все афоризмы тематически систематизированы: мысли о Прошлом, мысли о Будущем, о земле и землепашцах, о Семье, об Отцах и Детях, о молодёжи, о просветительстве, о морали, о причудах в политике и политиках, о зле, о Добре. Таким образом, уже по оглавлению понятно: писателя глубоко волнуют нравственные проблемы современного мира. Все эти проблемы объединены образом автора- гражданина России, достойного сына Отечества, вскормленного землёй Посурского края, вспоённого его родниковой водой, воспитанного на лоне богатой природы священной Суры в труде на примере родителей – крестьян, на фольклоре древнего Кадышева, на тысячелетней христианской религии. 
Автор афоризмов «Сквозь пелену времён» уважительно относится ко многим понятиям, не случайно пишет их с большой буквы: Прошлое, Будущее, Семья, Отцы, Дети, Добро. А вот «зло» он пишет со строчной буквы, будто хочет уменьшить влияние и значение этого страшного слова. Символично, что сборник афоризмов оканчивается крылатыми мыслями академика о Добре: «Твори, человек, только добрые дела, и тебе за это добром воздастся». ( В чём-то здесь он перекликается с А.С. Пушкиным, призывающим читателей содержанием «Капитанской дочки» жить по совести).
Не случайно на форзаце книги помещена фотография писателя и студентов, ведь главная боль Николая Васильевича – современная молодёжь, потому что очень много соблазнов для юных неокрепших душ: гордыня, тщеславие, стремление к богатству, роскоши, сластолюбие, похоть , вино, поэтому он ездит по школам, колледжам, институтам и беседует с молодыми людьми о Родине, досточтимых предках, морали, Будущем… Он, как никто другой, имеет на это право, потому что сам воспитал достойного сына и прекрасного внука: Александр Николаевич (сын писателя) – успешный московский юрист, Андрей Александрович (внук) - выпускник Московского государственного университета  им. М.В. Ломоносова, дипломат, работник Российского Правительства. Имея таких потомков, Николай Васильевич глубоко убеждён: «У молодёжи России - бездонный потенциал способностей и возможностей. Высокая талантливость российской молодёжи - Залог прогресса, любых его форм и направлений». А чуть ниже: «Нравственное воспитание современной молодёжи сильно отстаёт от воспитания умственного». Отсюда, наверное, варвары карауловы… С одной стороны, студентки университетов, с другой -  представительницы молодого поколения без внутреннего  духовного стержня. О таких профессор Нарышкин  отзывается следующим образом: «Молодые должны уяснить: человек без морали это не человек, а всего лишь человекообразное существо, живущее на Земле впустую, паразитирующее на теле общества, питающееся задарма его соками». На поставленный перед обществом вопрос о воспитании академик лаконично отвечает: « Молодёжь без патриотизма – пустоцвет, обыкновенный вредоносный сорняк, захламляющий культурное, полезное поле истории».                                                                                                                              
Особую роль в воспитании ребят он отводит церкви и учителям: «Просветительством своего народа испокон веков славились Русская Православная Церковь и Русская интеллигенция». Как глубоко верующий человек, он часто организовывает поездки по святым местам. Например, вместе с ребятами и паломником русского духа (так иногда называют Николая Васильевича)  я посетила Дивеевский монастырь и  открыла для себя его Божественную красоту. Это и преклонение мощам Серафима Саровского, чудная архитектура монастыря, прекрасная живопись, удивительное церковное пение, неземная красота, возделанная человеческими руками, толстовское «муравейное» братство верующих.                     Ещё вспоминается посещение Алатырского мужского монастыря, организованное по настоянию писателя. Особенно меня поразила огромная икона «Восхождение к небесам». Это огромное полотно размером 20 кв.м. На нём изображена лестница, ведущая в небеса. На верху лестницы всех встречает Господь. Но до него дойти может не каждый: кто-то падает с первых ступенек, кто-то с середины лестницы, кому-то осталось сделать шаг и оказаться у заветной цели – но увы… Икона метафорична, назидательна…
А на страницах третьего тома «Русского дневника» прочитала запись от 12 июня 2007 года: «В полдень посетил Богоявленский храм Казани. Поставив к  Образам Святых Свечи, молился за себя, и за сына, и за внука, и за сноху, и за Святую Русь. Молился за всех живых и за усопших молился. Я молил Бога дать мне ещё время на земную жизнь, на служение Ему». После этого юбилейного Дня рождения он и дальше по жизни будет нести свет добра и академического разума людям.
Для писателя «религия- духовная форма любой здоровой семьи». «Заповеди Господни,- пишет он,-  реализуются прежде всего в Семье, являющейся Началом всех начал». Бесспорно: невозможно воспитать высоконравственного человека, не привив ему с детства уважение к десяти заповедям Господним: « Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Не сотвори себе кумира. Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе. Помни день субботний, чтоб святить его: шесть дней работай, а седьмой посвящай Господу Богу твоему. Почитай родителей своих - и будет тебе добро, тогда долго проживёшь на земле. Не убей. Не укради. Не лжесвидетельствуй. Не завидуй и не прелюбодействуй». Если б каждый  на земле человек соблюдал  Божьи заповеди, жизнь была бы намного чище, добрее.
По Нарышкину, «Просветительство – Дар Божий, а Просветитель – Божий Человек». Он будит человеческую совесть, воспитывает у молодёжи высокую духовность, чувство патриотизма, любовь к родному языку, культуре, истории, русским традициям. Все эти черты Просветителя мы видим при выступлении на творческих встречах с поклонниками его таланта, при чтении произведений писателя. А прежде всего  это бессребреник, слуга народа, человек, безмерно влюблённый в святую Русь, призывающий россиян уважительно относиться к  прошлому страны. И размышляя о прошлом, он обращается к читателям: «У России было великое прошлое, коим будут гордиться все поколения Россиян нашего Будущего».
В подтверждение этой мысли открываем «Русский дневник» и на 26 странице     8 тома читаем: «Г.К. Жуков – военный Гений, не позволивший мировому фашизму полонить наш величайший многонациональный Российский Народ, живущий в семейной Дружбе века под покровом Пресвятой Богородицы… Учить патриотизму наш народ надо на примере жизни и деятельности таких людей, как Георгий Константинович Жуков, Александр Матвеевич Матросов, Иван Осипович Сусанин, Александр Васильевич Суворов. Фёдор Фёдорович Ушаков, Павел Степанович Нахимов, Юрий Алексеевич Гагарин, Сергей Павлович Королёв, Иван Владимирович Мичурин, Андрей Николаевич Туполев».
Нельзя не согласиться с размышлениями Николая Васильевича, жаль только, что Интернет и телеэкраны умалчивают о великих личностях, а вместо них эфирное время засоряют  К. Собчак, Д. Шурыгина и подобные им. Позиция публициста однозначна в таких ситуациях: «Потеряв в душах россиян патриотизм, мы потеряем Россию, положим её под грязное тело глобалистского монстра. Об этом ежеминутно следует думать и государственным мужьям, и педагогам, и учёным, и хозяйственным деятелям, и писателям, и художникам, и музыкантам, и спортсменам, и ученикам школ, и студентам вузов, и журналистам, и воинам, и работникам правоохранительных органов».
Николай Васильевич не только влюблён в Жизнь Святой Руси, но и верит в её Великое Будущее. Я  вспоминаю первую встречу с писателем в с. Чеботаевка в 2005 году. Кругом незасеянные поля, разрушенные совхозы, а он оптимистически заявляет: «Россия бессмертна, она многие столетия будет вести Человечество к полной победе Добра над силами зла». Слова оказались пророческими: прошло более  десяти лет - и В.В. Путин вместе со своей командой отсталой России возвращает ей былую мощь. С нами начинают считаться как с одной из мощных ядерных держав в мире. А как иначе? Ведь Америка с 2014 года пытается руками Европы развязать войну с Россией. И только благодаря мудрой политике Президента мы живём под мирным небом, хотя на Западе нашу страну уже поделили на несколько регионов. Всем понятно, что олицетворением зла  на Земле являются прежде всего США, потом Англия и другие страны, идущие на поводу американского правительства. И не случайно: во время второй мировой войны американцы хорошо нажились и сейчас хотят приумножить свой капитал на людских страданиях и смертях. Лишь только наша страна противостоит своей правдой, гуманностью бесчеловечным проискам Америки, чем и мешает навязывать свою волю другим народам и государствам, прикрываться масками демократии и свободы. Публицист вселяет веру в каждого россиянина: «Россия бессмертна, она многие столетия будет вести Человечество к полной победе Добра над силами зла…»
Можно и дальше размышлять на многие темы, затронутые в книге, ведь удивительно глубоки его суждения, имеющие мощные крылья, в них важны и логика, и смысл, и художественный образ, и точность, и краткость, и метафоричность. Поэтому отметив богатое содержание афоризмов, нельзя не сказать об их языке. Всё в высказываниях Николая Васильевича живое: «букашка, заботливо бегающая по земле», «Российский Крестьянин», «Вечный Труженик», Отец Василий Иванович Нарышкин , «Русский Воин», «Российская Держава», «Будущее России», «Великое Прошлое», «Поле Истории» и т. д. Писатель гордится Гениальной Величайшей Русской Литературой, Русским Языком, Российским Могучим Народом, Россией. Многие важные для писателя слова написаны с  заглавной буквы – это авторская лексика, логически выделенная для читателя. Николай Васильевич щедр на эпитеты, создавая образы «достославных предков», «величайшей культуры», «чудесной планеты»… Часто прослеживается в миниатюрах авторское отношение: «нашего народа», «наша Россия», «наше будущее»… Порой прибегает к гиперболе, упоминая о безмерно Сильном и Умном нашем Иванушке – обобщённом образе русского человека. И во всех словах передаётся огромное уважение ко всему, что связано с русским духом и русской культурой. Это прослеживается даже на морфемном уровне языка, например, автор использует уменьшительно – ласкательный суффикс – ушк-, произнося:
« Иванушка», хотя мог бы сказать: «Иван, Ваня…» Говоря: «Иванушка», мы представляем доброго парня - труженика, в суровую годину испытаний -  достойного защитника Земли Русской, стариков, детей и женщин. Из тропов русского языка в произведении  широко распространены  выразительные метафоры. «Труд Русского Крестьянина насквозь пропитан высокой Поэзией», « Надёжность Будущего России подготовлена всем ходом её величайшей Истории», «Земля – родимая Мать всех живущих на нашей чудесной планете…» - такие афоризмы, в которых метафорическое иносказание, обратная связь предметов, явлений, событий устанавливается по принципу сходства. Но не меньшее место в формировании образной системы афоризмов занимает метонимическое иносказание. В метонимии образная связь устанавливается по принципу смежности, чаще всего на замене целого частью: «Без Русского Села неминуемо погаснет Факел Русского Духа, нация задохнётся от удушья». В афоризме «Продовольственная безопасность  России во все века обеспечивалась Крестьянином» метонимия количественная (синекдоха): вместо множества крестьян, вообще крестьянства, назван один.
Из синтаксических средств выразительности используются вопросительные и восклицательные предложения (« А разве хоть как – то оправдывается ложь экономическая ?! Её аморальность чудовищна »), ряды однородных членов предложения ( «Блуд, распутство, жульничество, богохульство, сквернословие – плохо заживаемые язвы общества, от которых оно хиреет, становится жухлым, тленным»). В целях выразительности речи автор использует следующие стилистические приёмы, как антитеза (« Сухое дерево не омолодишь, не вернёшь его к жизни, так же и абсолютно безнравственного «человека» почти невозможно сделать человеком высокоморальным, выход – в недопущении его падения в болото аморальности»), градация (« Аморальная литература, культура для общества не меньшая угроза, чем угроза ядерного оружия, они разлагают прежде всего молодёжь, способствуют её деградации, падению в пропасть безысходности, в топкое, тинное болото, откуда не вылезти»). Итак, на страницах книги «Сквозь пелену времён» мы встречаемся с богатым лексиконом, его мощной энергетикой, разнообразными синтаксическими конструкциями предложений.
Несомненно, афоризмы Н.В. Нарышкина – бесценная россыпь русских слов,  кладезь его житейской мудрости, социально – исторического опыта, цвет академического ума, завещание молодым россиянам. Многие россияне захотят приобщиться к  искусству слова писателя.
Ганина Г.В., учитель русского языка и литературы
МОУ СШ с.Астрадамовка  Сурского района Ульяновсокй области

 

«Ощущая всем сердцем»
(штрихи к портрету Н.В. Нарышкина и музею его имени)

  Могучий Русский Дух на земле Посурья на протяжении многих столетий творил и продолжает творить только добро. Добро у русского народа не только заполнило всё его сознание, всю его душу, но и навсегда, навечно вошло в его подсознание. Именно оно неумолимо настойчиво формировало соответствующий образ жизни – праведный, православный, благочестивый, трудовой, патриотический. А каких людей рождала эта Богом благословенная земля! Это пять Героев Советского Союза, которые учились в Астрадамовской средней школе (Паничкин Н.С., Паничкин М.С., Макарычев М.И., Давыдов В.И. и Стемасов П.Д.), великий поэт Николай Михайлович Языков, прекрасный живописец Аркадий Пластов!
Иногда его величество Случай дарит нам на жизненном пути встречи с удивительно  интересными и неординарными личностями, с которыми, однажды встретившись, уже не хочется расставаться долго-долго. Вот к таким-то людям и  относится Николай Васильевич Нарышкин – личность мощная, яркая, талантливая, притягательная и близкая во всех отношениях! Что было бы с нами, с нашей Отчизной, если бы не такие люди как он, небезразличные к её судьбе, историческому прошлому предков, их традициям, ищущие спасения от разрушающей силы Зла в подлинном осознании важности созидательного начала, внутреннем мироощущении сопричастности к этому великому Отечеству, в неустанном проповедовании добра и света!
Что меня покорило в Николае Васильевиче в момент нашего знакомства с ним? Живое, подлинно народное великорусское Слово, неожиданный в процессе общения юмор и остроумие, потрясающая способность заинтересовать и проникнуть в сокровенные уголки человеческих душ. Вот почему сразу же становится понятной притягательная сила его доброты, терпимости, любви. Более того, само приобщение к его творчеству – это тоже обретение навыков доброты, терпимости, всепобеждающей любви.
Если бросить зерна в благодатную землю, они дадут обильные всходы, а посеявший их получит добрые плоды труда рук своих.
В 2005 году состоялось первое знакомство педагогов, учащихся и общественности с. Астрадамовка с этим Человеком. Без сомнения, это знакомство открыло перед нами многогранное творчество удивительного писателя и просветителя, творчество, наполненное миром красоты, любви к Родине, отчему краю, природе, людям.
Каждый из нас по-своему открыл своего Нарышкина: писателя, философа-гуманиста 21 века, общественного деятеля, подвижника русского духа, мастера великого русского слова, гражданина и патриота, певца русской природы, просто хорошего Друга.
В день светлого православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2006г. в стенах МОУ СОШ с. Астрадамовка произошло событие, ставшее судьбоносным для интеллектуальной общественности Поволжско-Посурского края – состоялось открытие музея «Энциклопедия российской жизни» имени Н.В. Нарышкина. За 11 лет существования музея, без сомнения, стал центром духовно-нравственной жизни. Школьный музей своеобразная летопись жизни людей, удивительно простых для человеческого понимания и очень близких по духу. Ещё в 19 веке замечательный русский писатель А.С. Грибоедов к лжепатриотам, вопрошал: «Где, укажете нам, Отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» Если сегодня попытаться ответить на данный вопрос с позиции духовности, гуманизма, нравственности и гражданской ответственности, то именно музей имени Нарышкина позволяет нам это сделать.
Уникальность музея, на мой взгляд, состоит в том, что он является настоящей и объективной энциклопедией жизни российской глубинки, которая остаётся по сути до сих пор неповторимой, крестьянской, самобытной. А страницы этой интересной и увлекательной энциклопедии кропотливо, честно и талантливо пишет Николай Васильевич, олицетворяющей сегодня в ряду немногих совесть этого крестьянско-самобытного мира.
На протяжении одиннадцати лет музей значительно расширял географию звучания ёмкого и правдивого Нарышкинского слова. Его слышат во многих районах Ульяновской области- Сурском, Карсунском, Инзенском, Кузоватовском, Вешкаймском, г. Ульяновске, соседних регионах-Чувашской, Мордовской республиках, республике Татарстан, в самом сердце России- Москве. И где бы не звучало Это Слово, его обязательно услышат и поймут, почувствуют всем сердцем, как чувствует наша душа нечто теплое, близкое дорогое. А разум - как нечто осознаваемое, побуждающее к действию.
Музей, как и сам Николай Васильевич, постоянно притягивает людей замечательных, неравнодушных к проблемам российской действительности, влюблённых в свою малую Родину, в своё Отечество. Атмосфера музея пропитана встречами с такими людьми, как Зотов Б.И. и Рябухин С.Н. (в разное время бывшие председатели Законодательного собрания Ульяновской области). Ольга Шейпак (главный редактор журнала «Мономах»), Татьяна Эйхман (поэтесса, член Союза писателей России), поэт и композитор, популяризатор творчества Николая Васильевича из Вешкаймского района В.В. Кузнецов, Н.И. Лаврушин ( директор ООО «Чеботаевка»), общественные и политические  деятели, представители органов государственной власти, руководители творческих коллективов из многих регионов России.
На торжественной встрече, посвящённой 10-летнему юбилею музея «Энциклопедия российской жизни», из уст директора школы Аксёновой С.Е., стоявшей у истоков создания этого музея, прозвучали следующие слова:
«Благодарим Вас за тома истории,
В руках держать пришлось которые,
За интересные страницы,
За сказки, были, небылицы!
Благодарим великого мы автора,
Что мысли в книге позапрятал он.
Благодарим Вас за литературу,
Дарящую нам всем культуру»
Творчество Николая Васильевича сравнимо с частичками огромного пазла. Имя этому пазлу - Россия. Складывая эти частички, мы получаем собирательный образ России, многонациональных народов, проживающих на её просторах. Таков уж своеобразный взгляд у Николая Васильевича на прошлое, настоящее и будущее нашего Отечества. Мы понимаем, что каждая частичка этого пазла - уникальный портрет России, её замечательных людей, прославивших своё Отечество трудовыми и ратными подвигами, по крупицам собравших эту великую православную державу для своих потомков.
Музей наполнен его создателями особым содержательным смыслом, ведь всё, о чём писал и пишет Николай Васильевич Нарышкин в своих произведениях, очень близко и знакомо каждому из нас, жителей российской провинциальной глубинки. Николай Васильевич убеждает нас в том, что жизнь в Посурском крае ко многому обязывает. В наследство от славных предков нам досталось изумительно красивая природа, уникальная история и культура, яркие и добрые картины живописца Аркадия Пластова, замечательные стихи поэта Языкова. Примеры беззаветного служения Отечеству многих героев войн, ратный подвиг тружеников, и наконец, сказки и рассказы Нарышкина.
Музей открыт при жизни Писателя. И это не случайно. Ведь житейская мудрость и печальный опыт прошлого учат нас тому, что слова признательности и благодарности нужно говорить живым людям. Чтобы успеть! Пусть этот человек знает и слышит, как к нему относятся потомки, какое место он занимает среди современников и какую роль играет в жизни нашего общества!

                                                 Клевогин. С.В. учитель истории
МОУ СШ с. Астрадамовка
Сурского района Ульяновской области

 

Внимая слову Нарышкина...

Несколько лет тому назад, в 2005 году, коллектив Астрадамовской средней школы был приглашён в село Чеботаевка на встречу с писателем Николаем Васильевичем Нарышкиным, творчество которого в тот момент нам было совершенно незнакомо. Встреча прошла в необыкновенно тёплой атмосфере. Зрители испытали даже, наверное, потрясение. Писатель говорил о нашей жизни, но только совсем не так, как об этом говорят по радио или телевидению - не сухо и равнодушно, а с глубокими чувствами любви и горечи к нашей земле - о Посурье: о родном для писателя Кадышеве, о Чеботавке, Астрадамовке, Сурском - обо всем том, что нам хорошо знакомо, что нами любимо, чем мы хотели бы гордиться... Вместе с Николаем Васильевичем мы снова словно окунулись в волшебный запах неплёвско-сычёвских трав, захотели попробовать того самого пряника, которым угощала Николая Васильевича его бабушка Анисья Архиповна. В нас крепло уважение к русскому крестьянину, уважение к его таланту, трудолюбию, внутренней силе. И всем так приятно было осознавать, что все мы родом от таких людей земли, хотя, может быть и незнатных, но мастерски делающих любое дело, будь то землепашец, валяльщик, пастух или косарь.
Складная, правильная, выразительная речь свидетельствовала о высочайшей культуре, уме и вместе с тем простоте Николая Васильевича. Афоризмы, цитирование писателей, в том числе и земляков, поговорки и пословицы, анекдоты - всё и забавляло слушателей, и заставляло думать вместе с Николаем Васильевичем, разделять его тревоги, думы.
Эта встреча, к счастью, оказалась не последней. Николай Васильевич стал частым гостем в нашей школе. Он всегда был не один. К нам стали приезжать гости из других регионов, у нас появились новые знакомства, друзья. Дети, ожидая приезда Николая Васильевича, писали сочинения по его произведениям, иллюстрировали их, составляли сценарии, готовились к конкурсам чтецов, песен, танцев.
Николай Васильевич всегда привозил подарки, интересные фотографии, книги... Вдохновляемые директором школы Аксёновой С.Е., мы обратились к Николаю Васильевичу с инициативой об открытии музея. Уем более нас потрясло то, что в родном Николаю Васильевичу Кадышеве кто-то сжег школу. Такой проступок сродни вандализму. Это преступление. Понимая глубину боли писателя, мы захотели хоть немного порадовать его, тем более, что для создания музея материала оказалось много. Николай Васильевич прекрасно понимал, сколько камней будет брошено в его сторону. Но он понимал и другое. Музей расширит социокультурную сферу села, находящегося далеко от областного и районного центров. Сельским школьникам, принявшим участие в работе, будет предоставлена уникальная возможность постигать историю страны, изучить летопись своей малой родины, её культуру через изучение произведений Николая Василевича, т.е. непосредственно через судьбы своих ближайших знакомых и родственников.
Получив согласие, благословение, весь коллектив школы принялся за работу. Не было ни одного педагога, не внёсшего свою лепту в эту титаническую работу. Иногда думалось: «А что нового Вы можете нам сказать? Чему научить?»
А Николаю Васильевичу было и есть что сказать, чему научить, куда направить. Каждый экспонат музея есть обращение к потомкам, поучение, завет, мудрое наставление. Надо только постараться услышать его. А это уже зависит от нашего умения трудиться, не лениться душой.
Книги Николая Васильевича, воспоминания друзей, коллег, родных, материалы газет и журналов, собранные в музее, помогают по-новому взглянуть на такие простые и вместе с тем вечные ценности: дружбу, внимание, любовь к родному языку...
Благодарный сын, преданный и любящий муж, заботливый отец, дедушка иг прадед, Нарышкин культивирует уважение к семейным ценностям. Он пишет: «Без семьи не может быть Государства, но и Государство не может быть без семьи, оно твёрдо стоит на таких опорах, как семья...»
Посещая музей и читая книги великого земляка, юные астрадамовцы убеждаются: несмотря на скромное сельское происхождение, образование, можно стать известным, добиться больших высот, как Николай Васильевич, который прошел путь от сельского полуграмотного мальчишки до академика, писателя с мировым именем. Биография Нарышкина убеждает: можно преодолеть все трудности, надо только учиться, трудиться и всегда оставаться порядочным человеком, помнящим своё родство.
Скольким ученикам нашей школы, читавшим и читающим произведения писателя, внимавшим и внимающим его слову, Николай Васильевич помог не заблудиться, не потерять нравственные ориентиры, найти себя в профессии и в работе, помог стать настоящими гражданами страны, её патриотами, наконец, просто неравнодушными людьми! Это для них Николай Васильевич пишет: «Я поднялся из глубин Святой Купели Русского Православного Посурья. Первый глоток воздуха вдохнула в меня Животворная Сура». До седин дожил Н. В. Нарышкин, а корни свои помнит и нас всех призывает помнить! Помнить и заботиться о тех, кто жизнь дал, о малой родине, ведь без её благополучия не может быть благополучия всей страны. Всё и все связаны. Вот о чём призывает помнить Нарышкин!
Встречи с писателем, Нарышкинские чтения, конференции, форумы - это пропаганда русской национальной культуры, русского языка, связанного с землёй предков, наших национальных корней, традиций. Он сам воплощает русское начало. Не случайно его называют «Паломником русского духа». Искренне верящий в Бога, Николай Васильевич нас призывает жить по Божьим заповедям, по заповедям добра, правды, совести.
Однако Николая Васильевича нельзя считать моралистом. Такого бы не приняли дети. Уже достаточно тех, кто указывает на то, кто виноват и что делать. Николай Васильевич другой. Он любит жизнь во всех её проявлениях. У него удивительное чувство юмора. И такой же силы чувство боли за судьбу страны и даже судьбу одного заблудившегося, сошедшего с правильной жизненной дороги человека. Николай Васильевич лишен равнодушия. В нём есть Любовь и Ненависть, Страдание и Восхищение, Гнев и Радость. Поэтому его книжное и разговорное Слово волнует старого и малого. Николай Васильевич - настоящий, поэтому детям хочется делиться с ним своим пока ещё небогатым жизненным опытом, хочется читать его книги, писать на них отзывы, использовать их как аргументы к собственным мыслям, делать к ним рисунки, ставить по ним сценки, спорить о них. Обладая незаурядной натурой, Николай Васильевич формирует в своих юных поклонниках личностное начало, помогает увиден, талант, раскрыться всей непосредственной детской душе. Это очень много. Это все дает не только сам писатель, но и музей, в котором собраны его уроки жизни.
Бытует мнение, будто неэтично создавать памятники, музеи в честь ныне здравствующих. Но оно в корне неверное. Ведь та большая работа, проведенная Астрадамовской средней школой по созданию музея, по его функционированию, есть нравственное воспитание молодого поколения, реализация жизненного кредо Николая Васильевича Нарышкина, заключённого в словах писателя: «Служу России!»

Петрова Л.Н., учитель русского языка и литературы
МОУ СШ с.Астрадамовка Сурского района Ульяновской области

Просмотров: 965