Интернет как сфера распространения идеологии терроризма

Категории

Новости

Поиск

Архив новостей

2022-11

2022-10

2022-09

2022-08

2022-07


Статистика

Новостей: 4322
Заметок: 12776
Человек на сайте: 38


Интернет как сфера распространения идеологии терроризма

Автор:

Дата: 2019-03-22

Социальные сети в современном виде появились в начале XXI века. Они быстро стали универсальным средством общения. Предполагается, что к концу этого года в мире будет насчитываться почти 1,5 млрд. пользователей социальных сетей.

Наиболее распространенными из них в России являются: «Живой Журнал» (более 8,6 млн. пользователей), «Facebook» (почти 7 млн. пользователей), «ВКонтакте» (более 43 млн. зарегистрированных аккаунтов – учетных записей, содержащие сведения, которые пользователь сообщает о себе компьютерной системе) и «Одноклассники» (более 200 млн. пользователей).
Среди подростков и молодежи особой популярностью пользуются сеть «ВКонтакте», «Instagram», мессенджеры (приложения для быстрого обмена сообщениями) WatsApp и Viber.
Так же, как и средства массовой информации, социальные сети становятся объектом внимания разнообразных экстремистских групп, ведущих достаточно активную работу.
Особая опасность террористической идеологии заключается в видимости совпадения декларируемых ею ценностей с общечеловеческими ценностями (декларирование неприятия наркомании, пьянства, беззакония, коррупции и всех видов преступности, пропаганды насилия и безнравственности в СМИ и т. д.), а также в обосновании необходимости применения насильственных методов и средств ради достижения поставленных целей.
Экстремизм как форма крайней, бескомпромиссной приверженности каким- либо взглядам, концепциям (неважно политическим, религиозным, поведенческим) существует не первый век. С проблемой экстремизма и его крайней формы – терроризма, сталкивались и древние греки, и римляне, так или иначе это была проблема для государств и обществ в средние века и новое время.
Начиная с XIX века и вплоть до сегодняшнего дня эта форма противодействия нормальному развитию общества и укладу жизни стала насущной проблемой. Не нужно считать, что это лишь проблема государства и каждого человека в отдельности она не касается.
Это не так: при захвате заложников или теракте с использованием взрывных устройств в первую очередь страдают простые граждане. Для противодействия распространению идей экстремистского толка усилий только органов государственной власти недостаточно, да и уследить за всем Интернетом, пусть даже лишь за его русскоязычным сектором, невозможно. 22.
Необходимо, чтобы каждый здравомыслящий человек понимал, к чему мо- гут привести необдуманные поступки и следование за человеческими «существами», основная цель которых – насилие.
За последние годы в Интернете появилось большое количество разнообразных социальных сетей и блогов, характерными особенностями которых являются:
– возможность создания личных профилей (открытых или с ограниченным доступом), в которых зачастую требуется указать реальные персональные данные и другую информации о себе (место учебы и работы, контактные телефоны или адреса электронной почты, хобби, жизненные принципы и др.);
– предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (размещение фотографий, видеороликов, текстовых записей, организация тематических сообществ, обмен личными сообщениями и т. п.);
– возможность формировать и поддерживать список других пользователей, с которыми у «владельца» имеются различные отношения и схожие взгляды (дружба, родство, деловые и рабочие связи, хобби, политические и иные пристрастия).
Русскоязычный сектор блогосферы и социальных сетей можно условно раз- делить на несколько сегментов:
а) «Живой Журнал» (далее – ЖЖ), старейший из блогосервисов Рунета (ныне переживающий определенный кризис), интерфейс этого сервиса, когда-то работавшего в «закрытом» режиме (зарегистрироваться в сервисе блогов могли только пользователи, имевшие специальное «приглашение» (заимств. «инвайт»)), подразумевал навык пользователя писать связные, аргументированные тексты, а древовидная система комментариев – вести множество независимых друг от друга дискуссий. Сегодня этот сервис считается прибежищем «интернет-элиты», обсуждающей заумные тексты. Он характеризуется старомодным интерфейсом и невозможностью ставить «лайки» («Лайк» – показатель отношения пользователей к сообщению в социальных сетях, сайту, записи в блоге, сайту в поисковой выдаче или контекстному объявлению). Основная масса известных «тысячников» (то есть пользователей, имеющих более 1000 официальных подписчиков) использует в качестве основной площадки именно ЖЖ, в том числе и для политической активности, зарабатывания денег и т. д.
б) «Facebook», ныне все более популярная социальная сеть, постепенно перетягивает к себе аудиторию ЖЖ. Она менее требовательна к интернет-каналу, удобнее для доступа с помощью мобильных устройств, но в отличие от ЖЖ не поддерживает длинные тексты (максимум 5000 знаков), да и система комментариев не подразумевает удобства при ведении длинных дискуссий. Появление кнопки «like», дающей возможность отметить интерес и не требующей писать ответ, резко снижает интеллектуальную нагрузку на пользователя. Гораздо более распространена среди молодежи, а система мгновенных сообщений служит все более и более удобной заменой интернет-мессенджерам, типа ICQ или QIP.
в) «ВКонтакте» и «Одноклассники» – отечественные социальные сети, по- лучившие максимальное распространение. Они не требуют хорошего, «широкого» интернетканала и во многом именно поэтому имеют гораздо большее распространение там, где доступ в Интернет имеет определенные ограничения. Полностью русскоязычный интерфейс более удобен для аудитории, не владеющей иностранными языками.
Именно эти сети получили наибольшее распространение среди молодежи до 25 лет в сельской местности и небольших городах. Эти социальные сети не подразумевают умения создавать длинные связные тексты или вести аргументированную дискуссию. Они наиболее приспособлены для обмена визуальной информацией – фото или видео.
Именно здесь, в социальных сетях и блогосфере, пользователь Интернета получает большую часть виртуального общения и может контактировать с носителями любых идей. От реального мира это виртуальное пространство отличается не только объемом информации, скоростью доступа и количеством возможных контактов, но и резким снижением уровня контроля за контактами со стороны кого бы то ни было – от родителей до правоохранительных органов.
Именно из-за этого интернет-пространство так «полюбилось» разного рода идеологам и вербовщикам экстремистских организаций. Сидя в тепле и уюте, за- частую вдали от территории Российской Федерации, можно вести индивидуальную работу по вербовке в ряды бандформирований молодежи из любого региона страны, с минимальным риском для себя.
Есть и еще одно объяснение, почему Интернет, и в частности социальные сети, так популярны у адептов экстремизма – им нужна «трибуна» для пропаганды своих взглядов. Официальные, действующие в правовом поле, лицензированные средства массовой информации (газеты, радио, телевизор) для них закрыты, поэтому на сегодня Интернет – единственная доступная трибуна, имеющая потенциально широкую аудиторию.
Конечно, кроме присутствия в социальных сетях и блогосфере, экстремисты всех мастей стараются иметь и собственные сайты, но доступ к ним блокируется, спецслужбы стараются закрывать подобные ресурсы, да и аудитория у них сравнительно небольшая.
Хотя, учитывая рост Интернета, этих ресурсов становится все больше: в 1998 году террористические структуры поддерживали всего 12 сайтов. Уже к 2005 году их насчитывалось около 4800, а в настоящее время, по оценкам экспертов, – около 10 тысяч. Кроме того, в сети функционирует большое количество новостных агентств и сайтов, напрямую не связанных с террористическими организациями, но разделяющих их идеологию и оказывающих террористам поддержку в различных формах.
Чтобы избежать блокировки со стороны органов власти, многие сайты постоянно меняют свои адреса. В русскоязычном секторе Интернета в настоящее время работают около 200 сайтов, поддерживающих идеи терроризма и экстремизма. Несмотря на достаточно большое количество, аудитория у них сравнительно небольшая и формируется в основном за счет тех, кто уже принял для себя ошибочное решение – связать свою жизнь с терроризмом.
Для привлечения непосредственно на ресурс новых сторонников их сначала нужно найти где-то в другом месте, вступить в контакт, убедить в своих идеях и 24 после этого лишь привлечь на ресурс, особенно если прямой доступ к нему за- крыт. В социальных сетях все гораздо проще – аудитория необъятная, достаточно написать в любой дискуссии короткую ремарку, как собеседники сами придут, чтобы начать спор, а дальше – «дело техники».
Методы информационного воздействия, которыми пользуются вербовщики и распространители противоправных идей, не новы. Это старые и хорошо известные средства, такие как подтасовка фактов, игры на необразованности или незнании определенных вещей, манипулирование тенденциозно подобранными новостями и яркая риторика.
Эти методы идеально работают и в обычной жизни: вспомните, как легко «заводится» толпа на митингах или болельщики на стадионе, как просто вбрасывается любая, самая бредовая идея и как в виде слухов она начинает распространяться на любые расстояния, по пути обрастая фантастическими подробностями и домыслами.
Социальные сети и блогосфера – это та же уличная толпа, только охват существенно больше и скорость распространения на порядок выше, а учитывая привычку большинства пользователей – увидев яркий, броский заголовок нажимать на кнопку «репост», «ретвит» или «поделится», можно сказать, что процесс распространения слухов превращается в неконтролируемое цунами.
Есть еще одна проблема, из-за которой слухи и недостоверная информация получают такую фантастическую скорость распространения – нежелание и/или неумение перепроверять полученную информацию. Единственный метод борьбы с подобным волнообразным распространением «вброса» – проверка и пере- проверка информации.
Как выглядит «экстремистский материал»? Конечно, признать тот или текст экстремистским может только суд, но знать и уметь находить признаки экстремизма Вы должны уметь. Итак, если в тексте содержатся:
• призывы к изменению государственного строя насильственным путем (т. е. призывы к революции, к восстанию, к неповиновению законно избранной власти, а также собственно эта деятельность);
• публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, в том числе с использованием средств массовой информации (под этим понимается заявление того или иного лица (источника) о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании);
• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни (призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной национальности или вероисповедания);
• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Если в увиденном Вами тексте присутствует хотя бы один из перечисленных признаков – относиться к этому тексту надо с повышенной настороженностью.

Просмотров: 1795