Информация по результатам экспертно-аналитического мероприятия в части земельного контроля по муниципальному образованию «Вешкаймский район» за 2018 год

Категории

Новости

Поиск

Архив новостей

2022-11

2022-10

2022-09

2022-08

2022-07


Статистика

Новостей: 4322
Заметок: 12776
Человек на сайте: 11


Информация по результатам экспертно-аналитического мероприятия в части земельного контроля по муниципальному образованию «Вешкаймский район» за 2018 год

Автор:

Дата: 2019-08-06

 

Заключение Контрольно-счетной комиссии муниципального образования «Вешкаймский район» (далее по тексту МКСО) подготовлено председателем МКСО Мартыновой Т.Ф. в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (далее по тексту БК РФ), Стандартом финансового контроля № 5 «Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий», утверждённого председателем Контрольно-счетной комиссии муниципального образования «Вешкаймский район» от 29 декабря 2017 года, регистрационный номер № 17 (далее по тексту СФК № 5).

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с нормами части 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) и в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органа местного самоуправления в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений. Земельные участки выступают в качестве основной ценности и показателя уровня жизни людей. Согласно данной статьи ЗК РФ, органы местного самоуправления либо уполномоченные ими органы в пределах отдельных муниципальных образований, контролируют процессы землепользования, на которых возложено осуществление муниципального земельного контроля за эксплуатацией наделов земли в муниципальных образованиях.
В ходе подготовки заключения изучено наличие нормативной правовой базы, учитывающей аспекты деятельности органов местного самоуправления муниципального образования по осуществлению муниципального земельного контроля, где органом местного самоуправления принят ряд нормативных правовых актов, отдельные из которых противоречат нормам Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 06.06.2019) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту Закон № 294-ФЗ).
Нормативные правовые акты органа местного самоуправления и все изменения к ним размещены в свободном доступе на официальном сайте администрации муниципального образования «Вешкаймский район» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Локальный нормативный акт органа местного самоуправления «Вешкаймский район» составлен в разрез с положениями пунктов 1.7. действующих Регламентов, согласно которых следовало утвердить должностное лицо, уполномоченное осуществлять муниципальный земельный контроль с указанием соответствующего утверждённой структуре администрации МО «Вешкаймский район» наименования отдела.
Исходя из вышеизложенного, допущено нарушение положений нормативного правового акта местной администрации о порядке осуществления муниципального земельного контроля (код 1.2.1.3. классификатора).
Задачами органа местного самоуправления, осуществляющего функции муниципального контроля на территории муниципального образования «Вешкаймский район», являются проверки за соблюдением требований земельного законодательства и требований, установленных муниципальными правовыми актами на предмет наличия документов, разрешающих использовать земельный участок в целях недопущения самовольного захвата земель или их части, соблюдения порядка использования земли в соответствие с его целевым предназначением и иных процедур в области муниципального земельного контроля.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ним. Утверждённые плановые мероприятия ежегодно согласовываются с федеральными структурами органа государственной власти и на основании соглашения, заключенного между местной администрацией и органом государственного надзора. Совместные проверки органами государственного и муниципального контроля за использованием и охраной земель, организуемые на территории района, не планировались и не проводились, осуществление которых предусмотрено  данным Соглашением.

За 2018 год проведено 57 плановых проверок в отношении юридических и физических лиц и 18 внеплановых проверок в части устранения выявленных нарушений. Кроме того, на основании писем Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и обращений граждан для решения вопроса о возможности заключения договоров купли-продажи земельных участков, в 2018 году специалистом органа муниципального земельного контроля в рамках соблюдения норм статьи 72 ЗК РФ проведено 16 обследований земельных участков на предмет наличия на них объектов недвижимого имущества, оформления, содержания таких заданий и результатов их осмотров.
При составлении актов и предписаний, составленных по результатам муниципального земельного контроля имеют место случаи несоблюдения отдельных положений утверждённых Регламентов, что привело к нарушению порядка полноты и качества исполнения муниципальной функции при осуществлении муниципального земельного контроля (код 3.43.1. классификатора).
В целом, все материалы проверок, которые зарегистрированы в журнале их учёта, соответствующе оформлены с приложением к ним фототаблиц с нумерацией каждого фотоснимка, результатов обмера площади земельного участка и иной информации, подтверждающей или опровергающей наличие нарушения земельного законодательства. Правовые основания по выявленным нарушениям применены должностным лицом в актах и изложены в предписаниях обоснованно. Процедуры муниципального земельного контроля без участия пользователя земельным участком не осуществлялись.
Главной особенностью муниципального земельного контроля, установленной законодательством, является отсутствие у органов местного самоуправления полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях в части нарушения требований земельного законодательства, рассмотрению данных дел и привлечению виновных лиц к административной ответственности, которыми обладают органы государственного земельного надзора.
Уполномоченным органом за 2018 год направлено в Управление Росреестра 8 материалов проверок, по 4-м из которых приняты решения о возбуждении дела об административном производстве, по 4-м же событиям нарушения земельного законодательства с Росреестра поступил отказ в части отсутствия состава административного правонарушения по части 5 статьи 4.1. КоАП РФ, согласно которой нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение не может никто, которые были уже возбуждены ранее по отношению к действиям этих же проверяемых лиц и по одним и тем же фактам на основании предписаний, выданных по актам проверки, проведённым органом государственного земельного надзора в 2017 году.
По результатам работы 2018 года по плановым проверкам физических лиц выявлено 21 нарушение земельного законодательства, из которых 13 нарушений допущены ввиду использования земельных участков без правоустанавливающих документов и 8 нарушений - ввиду самовольного занятия земельного участка или его части, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на земельный участок, по которым материалы направлены в Управление Росреестра для применения мер административного воздействия к нарушителям по статье 7.1. КоАП РФ, штраф составил на 20,0 тыс. рублей.
За отчётный период из проведённых специалистом  18 внеплановых проверок выдано 5 предписаний в части невыполнения в срок предписания об устранении  нарушений земельного законодательства, или 27,8 % от проведённых внеплановых проверок, по которым составлено 4 протокола об административном правонарушении по статье 19.5. КоАП РФ (часть 1). По результатам рассмотрения данных материалов в суде, штрафы за 2018 год наложены только в отношении 3-х субъектов контроля, что составило 1,0 тыс. рублей, в том числе двоим по 300 рублей и одному 400 рублей.

Показатели и методика проведения мониторинга эффективности муниципального контроля отражены органом муниципального земельного контроля в годовой статистической форме Росстата № 1-контроль, по которым МКСО проведён анализ и оценка эффективности муниципального земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как определено Законом № 294-ФЗ. Сведения по данным мониторинга эффективности комплексной системы наблюдения, анализа и оценки эффективности муниципального земельного контроля, сформированные по данным отчётов 2018 года в сравнении с показателями отчётного 2017 года, практически не изменились, отклонение значений в разрезе показателей более чем на 10 процентов не выявлено.

Мероприятия по муниципальному земельному контролю, прежде всего, направлены на проведение профилактики обязательных требований земельного законодательства, предупреждения от незаконного использования. В целях профилактики правонарушений земельного законодательства постановлением администрации МО «Вешкаймский район» от 28.01.2018 № 57 утверждена муниципальная программа «Профилактика нарушений обязательных требований земельного законодательства на территории муниципального образования «Вешкаймский район» в 2018 году» (далее по тексту Профилактика), разработанная на основе требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, целью которой определено предупреждение нарушений подконтрольными субъектами требований земельного законодательства, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований и снижению рисков причинения ущерба охраняемых законом ценностям, а также, разработан и утверждён нормативный правовой акт местной администрации от 12.01.2018 № 15 «Перечень актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля на территории Вешкаймского района Ульяновской области, и Порядок их ведения» (далее по тексту Перечень НПА).
Ключевым вопросом при осуществлении профилактики нарушений обязательных требований земельного законодательства является ежегодное информирование в форме информационно-разъяснительной работы по вопросам соблюдения обязательных требований, составляющих предмет контроля и материалы по обобщённой практике выявленных нарушений. За 2018 год в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте администрации МО «Вешкаймский район» Уполномоченным органом размещено четыре информационно-профилактических материала по вопросам, связанным с осуществлением муниципального земельного контроля. Кроме того, в ежедневном режиме проводится разъяснительная работа в форме консультирования при посещениях пользователей земельных участков в УМИЗО, имеют место случаи обращений на сходах граждан и приёмах в форме личных бесед, общений.  Также, проведено 9 заседаний рабочей группы, на которых присутствовали сельхозпроизводители и граждане, являющиеся правообладателями земельных участков, задачами которой определено выявление всех пользователей и собственников, использующих землю сельскохозяйственного назначения на предмет наличия правоустанавливающих документов в рамках профилактики обязательных требований земельного законодательства, предупреждения их от незаконного использования земли и определения порядка действий для дальнейшего их оформления, привлечения новых арендаторов на земельные участки, которые находятся в собственности муниципальных образований городских и сельских поселений и доведения изменений в земельном законодательстве до пользователей и собственников земельных участков с направлением конкретных рекомендаций.
В каждом из указанных методов общения, рекомендации были направлены на самостоятельное устранение нарушений требований земельного законодательства во избежание возможности стать его нарушителем.
В заключении органу местного самоуправления муниципального образования «Вешкаймский район» направлены предложения рекомендательного характера по приведению нормативной и локальной правовой базы в соответствии с законодательством, продолжении работы, проводимой с пользователями земельных участков в части мероприятий, способствующих оформлению государственной регистрации прав на земельные участки и объекты недвижимости в установленные предписаниями сроки за счёт проверок выполнения предписаний, направленных на контролирование таких вопросов, включая возможность предоставления в аренду части земельных участков гражданам, заключившим договора социального найма, не допуская нарушений порядка полноты и качества исполнения муниципальной функции при осуществлении муниципального земельного контроля.

Председатель Контрольно-счетной комиссии
муниципального образования «Вешкаймский район»                   Т.Ф.Мартынова

Просмотров: 746