О трансформации системы контроля и надзора Росреестра

Категории

Новости

Поиск

Архив новостей

2020-09

2020-08

2020-07

2020-06

2020-05


Статистика

Новостей: 3487
Заметок: 9574
Человек на сайте: 129


О трансформации системы контроля и надзора Росреестра

Автор:

Дата: 2020-08-14

 

31 июля 2020 г. Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным были подписаны Федеральный закон № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

По своему правовому значению данные федеральные законы являются знаковыми и революционными. Как отметила заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко, комментируя подписанные Президентом федеральные законы: «Реформирование контрольно-надзорной деятельности Росреестра назрела давно – за последние годы в отрасли многое изменилось, и часть нормативных актов потеряла свою актуальность».
По словам Виктории Абрамченко (слова которой приводит её пресс-служба), важно коренным образом осуществить масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов и издать новые, которые позволят снять избыточную административную нагрузку.
По итогам проводимой реформы будет полностью трансформировано регулирование контрольно-надзорной деятельности Росреестра.
Сами законы направлены на устранение наиболее затратных как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов проверок в рамках проводимой Правительством реформы контрольно-надзорной деятельности.
Оба закона направлены на повышение прозрачности контрольно-надзорных мероприятий для контролируемых лиц. В частности, Федеральным законом № 247-ФЗ предусмотрено, что принципами установления и оценки применения обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности являются: законность, обоснованность обязательных требований, правовая определенность и системность, открытость и предсказуемость, исполнимость обязательных требований. При этом, применение обязательных требований по аналогии не допускается.
Содержание обязательных требований, которые подлежат исполнению, должно быть ясным, логичным и понятным. Теперь это прямо прописано в законе.
В целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц законом предусмотрено создание реестра, содержащего перечень обязательных требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия.
Федеральным законом № 248-ФЗ установлено, что проведение профилактических мероприятий является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, тем самым, основной целью деятельности контрольно-надзорных органов будет являться не наказание лиц, совершивших нарушение обязательных требований, а максимально возможное устранение причин и условий, способствующих совершению нарушений.
В целях повышения профилактической направленности деятельности, большое внимание в законе уделено открытости и доступности информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), стимулированию добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, введение специальных профилактических мероприятий.
Одним из видов профилактических мероприятий в новом законе является «самообследование», предусматривающее осуществление в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте уполномоченного органа в сети «Интернет», добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований.
Здесь следует отметить, что подобный прототип механизма был внедрен и применялся Росреестром в виде списка вопросов (алгоритма) размещенного Росреестром на официальном сайте в сети «Интернет» для проведения правообладателями земельных участков самостоятельной оценки наличия нарушений земельного законодательства. Сейчас эта процедура получает свое развитие и будет предусматривать документальное оформление результатов самообследования, в случае получения контролируемым лицом высокой оценки. Таким документом будет являться декларация, которая будет регистрироваться и иметь официальное значение для контрольно-надзорного органа. Декларация, содержащие в ней сведения, смогут использоваться контролируемым лицом в рекламной продукции, размещаться в сети «Интернет» и принадлежащих ему помещениях.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ вступает в силу с 1 ноября 2020 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу, Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

Просмотров: 57