ПРОТОКОЛ № 29

Категории

Новости

Поиск

Архив новостей

2021-05

2021-04

2021-03

2021-02

2021-01


Статистика

Новостей: 3725
Заметок: 10537
Человек на сайте: 96


ПРОТОКОЛ № 29

Автор:

Дата: 2013-07-04

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
«ВЕШКАЙМСКИЙ РАЙОН»

ПРОТОКОЛ № 29
семинара на тему: «Объекты и субъекты антикоррупционной экспертизы региональных правовых актов»

от 23 мая 2013 года                                                                        село Стемасс

На семинаре присутствовали:
- председатель Общественного света по профилактике коррупции в муниципальном образовании «Вешкаймский район», начальник управления правового обеспечения администрации муниципального образования «Вешкаймский район» - Ломакин Алексей Владимирович;
- помощник Губернатора Ульяновской области на общественных началах, член Общественного совета по профилактике коррупции в муниципальном образовании «Вешкаймский район» - Чиндина Наталья Юрьевна;
- сотрудник управления правового обеспечения администрации муниципального образования «Вешкаймский район», член Общественного совета по профилактике коррупции в муниципальном образовании «Вешкаймский район» - Самосудова Ирина Валерьевна;
- член Общественного совета по профилактике коррупции в муниципальном образовании «Вешкаймский район» - Ладанов Анатолий Владимирович;
- член Общественного совета по профилактике коррупции в муниципальном образовании «Вешкаймский район» - Абрамова Наталья Николаевна;
- начальник управления образования администрации муниципального образования «Вешкаймский район» - Стельмах Татьяна Николаевна;
- глава администрации муниципального образования «Стемасское сельское поселение» – Филиппова Татьяна Николаевна;
- другие сотрудники администрации муниципального образования  «Стемасское сельское поселение», Совета депутатов муниципального образования «Стемасское сельское поселение» - 7 человек.
Семинар провел: председатель Общественного света по профилактике коррупции в муниципальном образовании «Вешкаймский район», начальник управления правового обеспечения администрации муниципального образования «Вешкаймский район» - Ломакин Алексей Владимирович.
С вступительным словом выступил Ломакин Алексей Владимирович - председатель Общественного совета по профилактике коррупции в муниципальном образовании «Вешкаймский район», начальник управления правового обеспечения администрации муниципального образования «Вешкаймский район»:
- «Развитие регионального законодательства, посвященного вопросам проведения антикоррупционной экспертизы (далее - АКЭ), является одним из важных направлений реформирования правовой базы субъектов РФ.
Изучение порядка проведения АКЭ в субъектах РФ позволило выявить следующие тенденции по определению перечня правовых актов, в отношении которых проводится АКЭ (объект АКЭ), и субъектов, уполномоченных на проведение АКЭ.
Проекты законов подвергаются обязательной АКЭ в 27 регионах РФ (Ненецкий автономный округ, Смоленская область, Карачаево-Черкесская Республика, Ивановская область, г. Санкт-Петербург, Чукотский автономный округ, г. Москва, Московская область и др.), проекты подзаконных актов - в 32 субъектах РФ. В некоторых регионах обязательной АКЭ подвергаются только проекты подзаконных правовых актов (к ним относятся: Приморский край, Тюменская область, Псковская область, Волгоградская область). Как мы видим, принцип обязательности АКЭ проектов правовых актов соблюдается далеко не во всех субъектах РФ.
Чаще встречается ситуация, когда АКЭ является обязательной только по определенным направлениям правового регулирования. Например, в Республике Бурятия - в отношении нормативных правовых актов Республики Бурятия, затрагивающих права и свободы граждан в сфере образования и здравоохранения; в Амурской области - в отношении нормативных правовых актов и их проектов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.
Во всех субъектах РФ в качестве объекта АКЭ в первую очередь указываются нормативные правовые акты и их проекты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.
В некоторых регионах предусмотрена АКЭ не только нормативных правовых актов, но и договоров, соглашений, заключаемых от имени субъекта Федерации. Похожие положения есть в законодательстве Тамбовской*(24) и Курганской областей.
Как показало исследование, в законодательстве субъектов РФ, посвященном АКЭ проектов правовых актов, содержится довольно много правовых пробелов. Так, в ст. 16 Закона г. Москвы "О правовых актах города Москвы"*(25) сказано, что антикоррупционной экспертизе подлежат: 1) проекты законов г. Москвы; 2) проекты постановлений Московской городской Думы, предусматривающие внесение проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы РФ в порядке законодательной инициативы; 3) поправки к проектам законов г. Москвы, а также к проектам постановлений Московской городской Думы, указанным в пункте 2 вышеупомянутой статьи.
Получается, что остальные проекты постановлений Московской городской Думы (не связанные с проектами федеральных законов) не подлежат антикоррупционной экспертизе. Это явный правовой пробел.
Аналогичный пробел содержится и в законодательстве Санкт-Петербурга. Согласно ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 14.11.2008 г. N 674-122 "О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге"*(26) объектом антикоррупционной экспертизы выступают: а) законы Санкт-Петербурга и их проекты; б) нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления, выборного или иного должностного лица местного самоуправления; в) проекты нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга; г) нормативные правовые акты Губернатора Санкт-Петербурга и их проекты. Таким образом, постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не подлежат антикоррупционной экспертизе.
В абсолютном большинстве регионов определен специальный орган, ответственный за проведение антикоррупционной экспертизы. Лишь в 10 субъектах РФ такой орган отсутствует, а антикоррупционная экспертиза проводится внутриведомственно (г. Москва, Курганская область, Алтайский край, Краснодарский край, Челябинская область, Республика Татарстан, Вологодская область, Ярославская область, Калининградская область, Ямало-Ненецкий автономный округ).
Как правило, АКЭ проектов нормативных правовых актов субъектов РФ проводит специальный орган исполнительной власти.
Нередко в регионах РФ АКЭ осуществляют несколько субъектов: Республика Бурятия (Комиссия Народного Хурала по противодействию коррупции; Государственно-правовой комитет Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия, исполнительные органы государственной власти); Магаданская область (Правовое управление аппарата Администрации Магаданской области; Государственно-правовое управление Аппарата областной Думы; юридические службы органов исполнительной власти Магаданской области) и др.
В ряде регионов предусмотрена возможность привлечения экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов на договорной основе. В Саратовской области отдел по противодействию коррупции при Правительстве Саратовской области для проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Саратовской области на договорной основе привлекает Торгово-промышленную палату Саратовской области.
Анализ прав и обязанностей специальных органов субъектов РФ, уполномоченных на проведение АКЭ проектов нормативных правовых актов, показал, что в данной области правового регулирования имеются определенные проблемы, связанные с соблюдением принципа разделения властей.
В законах некоторых субъектов РФ на законодательном уровне установлено, что АКЭ всех нормативных правовых актов и их проектов (в том числе законов) проводится уполномоченным исполнительным органом государственной власти. Так, например, согласно законодательству Санкт-Петербурга, Законодательному Собранию Санкт-Петербурга предоставлено право принять решение о проведении АКЭ проектов законов Санкт-Петербурга и законов Санкт-Петербурга у уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга (ст. 7 Закона Санкт-Петербурга "О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге"*(27)). В такой ситуации не ясен механизм и правовые последствия применения на практике данных полномочий в соответствии с принципом разделения властей.
Представляется, что АКЭ проектов законов и постановлений, подготовленных органом законодательной власти субъекта РФ, должен проводить орган законодательной власти или какой-то специальный межведомственный орган с участием представителей законодательной власти региона, а экспертизу проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти должен проводить орган исполнительной власти либо также специальный межведомственный орган. Подобная схема распределения полномочий представлена в законодательстве г. Москвы:
- АКЭ проектов законов и постановлений Московской городской Думы проводит уполномоченное структурное подразделение Аппарата Московской городской Думы*(28);
- АКЭ проектов нормативных правовых актов, принимаемых органами исполнительной власти г. Москвы, проводит Правовое управление Правительства Москвы и непосредственно сами разработчики проектов актов*(29).
Наилучший вариант выбора субъекта проведения АКЭ, на наш взгляд, установлен в законодательстве Ленинградской области, где АКЭ проектов правовых актов проводится по решению Комиссии по предупреждению и противодействию коррупции в Ленинградской области (постоянно действующего межведомственного совещательного органа). Непосредственно экспертизу проводит Экспертный комитет Комиссии по предупреждению и противодействию коррупции в Ленинградской области. В состав экспертного комитета не могут входить члены Комиссии, руководители федеральных органов государственной власти и их территориальных органов, органов государственной власти Ленинградской области, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных учреждений и унитарных предприятий Ленинградской области. Экспертный комитет более чем наполовину должен состоять из независимых экспертов - представителей научных и образовательных учреждений, средств массовой информации, общественных организаций (кроме политических партий) и иных негосударственных некоммерческих организаций*(30). Данные положения законодательства Ленинградской области повышают независимость и беспристрастность органа, проводящего антикоррупционную экспертизу.
Таким образом, далеко не во всех субъектах РФ соблюдается принцип обязательной АКЭ всех проектов нормативных правовых актов региона, а субъекты, уполномоченные на проведение АКЭ, обладают различными полномочиями. Представляется, что в ближайшее время законодательство всех субъектов РФ должно быть приведено в соответствие с федеральным законодательством, после чего оно приобретет унифицированный характер».
В процессе обсуждения слушали других членов Общественного совета, представителей администрации, приглашенных граждан.
В заключительном слове Ломакин Алексей Владимирович - председатель Общественного совета по профилактике коррупции в муниципальном образовании «Вешкаймский район», начальник управления правового обеспечения администрации муниципального образования «Вешкаймский район» поблагодарил всех за участие в работе семинара. Пригласил всех желающих принять участие в работе Общественного совета по профилактике коррупции в муниципальном образовании «Вешкаймский район».
По результатам работы семинара присутствующим роздан методический материал.

 

Председатель Совета                                                                                  А.В. Ломакин

 

Просмотров: 1878